Несколько дней назад (если честно, то уже и несколько недель, но не было времени зафиксировать на
Собрались в библиотеке. На столах - фиалки в горшках, орехи, сухофрукты, кексы и газировка. Родители были усажены вокруг столов вместе с детьми. По стенам расставлены шкафы (полупустые), на свободных кусках стен висят плакаты с рекламными тетеньками и дяденьками, излучающими благополучие и демонстрирующими умение читать и понимать прочитанное.
Смысл мероприятия - подготовить родителей к плохим и очень плохим оценкам в табеле, который дети получат завтра. (видимо, там уже такого понаставили, что сами же и побаиваются, как бы родители в гневе не поубивали контингент).
Нам зачли пару речуг. Директор - о том, как школа заботится о детях (обводя рукой полупустые библиотечные шкафы). Консультант - как важно любить своих детей, даже если учатся они так себе. Пять представителей детей вышли и хором по бумажке прочли невнятное обещание вести себя хорошо.
Затем нам раздали задания для ролевой игры.
Каждый стол (от 3 до 5 детей и сколько там к каждому набежало родителей) должен был написать диалог родители - ребенок. Вводная: ребенок принес домой табель с ОЧЕНЬ ПЛОХИМИ оценками. Наш стол и еще парочка изображал разозленных родителей, остальные - "родителей-друзей", поддерживающих своего двоечника.
Если цель была подружиться с родителями других детей, то наш стол ее осуществил лучше всех, мы периодически хохотали вместо того, чтобы составлять диалог, поэтому вышел он довольно куцым.
Диалоги добрых родителей выглядели примерно так.
Сын: Мама, папа, вот табель.
Мама (читает вслух): хорошо, хорошо, нормально, ужасно, хорошо, ужасно.
Папа (доброжелательно, сильная рука на плече сына): Ну что, сынок, надо исправлять положение. Наверное, нужно больше времени уделять урокам. Давай-ка мы пока отменим телевизор и компьютерные игры, тогда ты сможешь больше заниматься.
Сын (воодушевленно): Да, папа.
Рассерженные родители вели себя совершенно иначе.
Сын: Мама, папа, вот табель.
Мама (читает вслух, в голосе слышно волнение): хорошо, хорошо, нормально, ужасно, хорошо, ужасно. Ужасно!
Папа (разъяренно, сильная рука держит сына за ухо): это безобразие! Лентяй! Бездельник! Никакого телевизора! Никакого компьютера! (наш "папа" сымпровизировал, добавив: "никаких штанов", - имея ввиду, очевидно, прогулки с друзьями).
Сын прячется под стол. (наш "сын", то есть Нета, спряталась за шкаф для разнообразия).
Следующим номером была проверка взаимопонимания. Консультант вызвала трех мам с тремя детьми, детей отправили на мороз (январь же месяц), а родителям стали задавать вопросы. Потом те же вопросы задали вернувшимся детям, их ответы я напишу сразу, но отвечали они потом, конечно.
Первую маму спросили: как ты отреагируешь, если твой сын принесет "плохо" по английскому?
- Очень удивлюсь, - ответила мама с английским акцентом (дружный смех в зале).
Сын на вопрос, что, как он думает, скажет на это мама, - ответил не задумываясь:
- Не поверит.
- А что скажешь ты? - спросили вторую маму.
- А можно математику?
- Что математику? - не поняла консультант.
- Не английский, а математику.
- Ну... можно...
- Я скажу: я в твоем возрасте тоже не знала математику, и ничего, выросла.
Ее дочь (не блондинка) на вопрос консультанта, что, как она думает, скажет мама, если дочь принесет "плохо" по математике, реагировала так:
- Кто скажет, я?
- Нет, твоя мама.
- Кому скажет?
- Тебе.
- Что скажет?
- Что скажет твоя мама, если ты принесешь плохую оценку по математике?
- Не знаю.
Мама: - ну, вспомни, что я тебе говорила про математику?
Дочь: - А! Вспомнила! Она мне не нужна.
Третья мама, вздохнув, сообщила, что она знает, что ребенок ответит иначе, но она будет просто разочарована, и всё.
Сын ее поежился и предположил, что она достанет из шкафа дубинку.
В таком духе мы развлекались еще час. Один из вопросов был - что твоя мама скажет, если тебя отстранят от уроков на пару дней? Дочь-не-блондинка высказала мнение, что мама скажет "помой посуду".
Потом дети раздали нам табели с оценками, которые они выставили нам по разным предметам. Должна сказать, что они практически полностью совпали с моими оценками в школе . Все хорошо и отлично, а по физкультуре четверка с минусом, чтобы не портить тройкой общую картину...
После правильной подготовки Нетины оценки показались мне вполне приличными.
Прим. для неивритоязычных читателей
* Буква "заин" на иврите является аналогом русской буквы "хер", только находится не на скромном предпоследнем (или каком там) месте, а гордо красуется на седьмом.